Рынок кабельно-проводниковой продукции (КПП) в Украине в настоящее время переживает не лучшие времена. С одной стороны, увеличивается количество производителей КПП и желающих её продать, что свидетельствует о постоянном спросе на данную продукцию. С другой стороны, потребление продукции напрямую связано с состоянием строительной отрасли в целом, которая уже который год находиться в стагнации и это вынуждает производителей и оптовиков все больше бороться за клиента. Опубликовано: 06/03/2013 11:03:03
Рынок КПП состоит из нескольких направлений:
• рынок информационного кабеля;
• рынок силового и промышленного кабеля;
• рынок так называемого бытового кабеля.
Активность на рынке имеет сезонность. Сезон начинается в июле и заканчивается в ноябре. Наименее активный период традиционно с января по март.
В этой статье мы сосредоточимся на рынке силового и бытового кабеля. Рынок информационного кабеля весьма специфичен и требует отдельного описания.
Рынок силового кабеля.
Основными производителями силового кабеля в Украине являются «Одессакабель», «Южкабель» и «Запорожский завод цветных металлов». Небольшую долю на рынке силового кабеля занимают импортные поставщики. Это в основном российские, наиболее известным из которых является «Камкабель» и европейские производители – VLG Group, Nexan и другие.
Основными потребителями силового кабеля являются подрядные строительные организации, энергетические компании, крупные заводы и компании, например: автозаводы, железнодорожная компания; телекоммуникационные компании, такие как «Укртелеком» и др.
Особенности рынка силового и промышленного кабеля таковы:
• существенная стоимость одного заказа ограничивает вход на рынок для мелких посредников;
• производители для загрузки собственных производственных мощностей активно ищут клиентов и готовы продать потребителям силового кабеля напрямую. Тем более, что производителей не так много и найти их несложно. Это усложняет работу посредников, так как сложно предложить клиенту цену на товар ниже, чем это может сделать производитель. Средняя наценка в этой сфере составляет 6-12%;
• большое значение в этом сегменте имеют связи, административные способы влияния и денежные выплаты. Таким образом, возможная прибыль уменьшается за счет дополнительных затрат. Но ситуация такова, что без этих затрат даже имея наилучшее предложение необязательно можно выиграть тендер или заключить договор на поставку;
• производители из-за дефицита оборотных средств не берут на себя риск производить некоторые марки силового кабеля (например, АСБЛ большого сечения) без оплаты заказа наперед. Отсюда на рынке существует еще одно ограничение – очень большая удача, если на складе у производителя есть достаточное количество кабеля нужной марки. В обратном случае, заказ может выполняться до 2-х месяцев. При этом использоваться будут деньги заказчика, что собственно заказчику не совсем выгодно;
• сами потребители силовой продукции при объеме своих заказов редко готовы оплатить весь заказ сразу. Вот здесь появляется возможность вклиниться посреднику. Продаем взрывозащищенное электрооборудование качество гарантируем Если у компании достаточно ресурсов, то есть возможность вложить их в производство кабеля и предоставить отсрочку платежа клиенту. Здесь есть еще один подводный камень – недобросовестность клиентов. Значительная часть подрядчиков зависит от поступлений с бюджета, что вносит в договоренность об оплате элемент лотереи – оплатит клиент заказ или придется ждать еще;
• компании, занимающиеся продажей КПП силовой группы, редко ставят за цель заработать именно на продаже кабеля. Кабель является главным двигателем продажи, если продан кабель, то в дополнение к сделке вагончиками идут дополнительные материалы – освещение, электрофурнитура, щиты и др.;
• рынок силового кабеля имеет определенную цикличность вследствие длительности срока эксплуатации силовых линий. Так скажем средний срок эксплуатации КПП – это 25 лет. В Украине значительная часть инфраструктуры - устаревшая, из чего можно сделать вывод о перспективности дальнейшего развития данного направления;
• цена на продукцию нестабильна. Стоимость зависит от партии медной катанки, её стоимости. Поэтому нельзя списать остальных поставщиков и покупать только у одного. В основном клиенты сотрудничают с несколькими компаниями.
Таким образом, рынок силового кабеля не заполнен полностью, игроки рынка получают небольшую прибыль и на рынок внедриться сложно из-за большой стоимости входа.
Значительное конкурентное преимущество на рынке получит та компания, которая сможет получить низкую стоимость силового кабеля для увеличения прибыли или снижения цены, будет иметь силовой кабель в наличии или иметь к нему быстрый доступ. Например, одним из вариантов может быть завоз российского силового кабеля. Здесь есть ряд преимуществ: низкая стоимость российского кабеля из-за разницы в курсе, что даст преимущество в цене над конкурентами и постоянное наличие основных марок силового кабеля из-за более развитой промышленности в России, что позволяет оперативно выполнять заказы.
Рынок потребительского кабеля.
КПП потребительского типа различается по своим параметрам и свойствам. Что не менее важно он различается и спросом на него.
Наиболее востребованными марками КПП являются ШВВП, ПВС, ПВ, ВВП, ВВГ(как обычный, так и нг и нгд), АВВГ, АППВ.
На рынке наблюдается ценовая сегментация продукции. Цена напрямую зависит от качества продукции. Для каждого сегмента есть свой потребитель.
В высоком и среднем ценовом сегменте представлена продукция, которая имеет маркировку, что соответствует Госстандарту. Такая продукция в действительности имеет заявленную толщину медной проволоки (допуск +/-10%).
В низком ценовом сегменте представлена продукция, изготовленная согласно ТУ завода. На практике это значит, что чем ниже цена, тем меньше толщина медной жилы. Попадаются жилы тоньше больше, чем на треть от заявленной толщины. Также могут быть сюрпризы с самой медью и изолятором во время эксплуатации. Сюда же относиться биметаллический кабель китайского производства и др. Впрочем, и на такую продукцию есть спрос.
Основные производители все те же. К ним можно добавить тоже весьма известных производителей – «Азовкабель», «Донбасскабель», «Тумен», «ТФ-кабель» и др. В Украине количество производителей потребительского кабеля с каждым годом все увеличивается. Каждый предприниматель, который всерьез занимается реализацией КПП, со временем задумывается об увеличении получаемой маржи. И здесь есть два пути. Первый – это арендовать мощности на одном из многих заводов, если объемы реализации позволяют, то ничего сложного в этом нет. Второй путь – организация собственной мануфактуры по производству наиболее продаваемых марок кабеля и провода. И со временем доля таких производств возрастает. Основное их преимущество – это цена.
В этом сегменте так же представлены и европейские, российские произв